Структура программы - Turbo Pascal

Любую программу, написанную на стандарте языка Паскаль, можно условно разделить на следующие основные части:

  • заголовок программы,
  • раздел объявлений и соглашений (декларационная часть),
  • раздел текстов процедур и функций,
  • тело программы (обязательная часть).
Заголовок программы

Строка заголовка программы состоит из зарезервированного слова PROGRAM и имени программы. В Турбо Паскале эта строка не обязательна, и ее можно без ущерба исключить. Но правила хорошего тона в программировании требуют задания некоторого имени программы, чтобы уже при первом знакомстве можно было получить хоть какую-нибудь информацию об ее назначении. Однако не стремитесь привести здесь всю известную Вам информацию о программе - для этих целей можно воспользоваться дополнительными комментариями. Обычно в заголовке достаточно указать имя и версию программы. Следующее за оператором PROGRAM имя является идентификатором и обладает всеми его свойствами. В частности, внутри тела программы не могут быть объявлены объекты, имя которых совпадает с именем программы.

Раздел объявлений и соглашений
PROGRAM    {Заголовок программы}
{$ ... }   {Глобальные директивы компилятора}
USES       {Подключаемые библиотеки}
LABEL      {Подраздел объявления глобальных меток}
CONST      {Подраздел объявления глобальных констант}
TYPE       {Подраздел объявления глобальных типов}
VAR        {Подраздел объявления глобальных переменных}

В первой части программы программист сообщает компилятору, какими идентификаторами он обозначает данные (константы и переменные), а также определяет собственные типы данных, которые он в дальнейшем намеревается использовать в данной программе. Например, можно объявить переменные как локальные, допустив тем самым создание объектов с одинаковыми идентификаторами внутри функций и процедур. При этом необходимо следить за тем, чтобы не возникали конфликты между локальными и глобальными объявлениями различных объектов.

Раздел текстов процедур и функций

В этом разделе записываются подпрограммы, осуществляющие сложные действия, которые необходимо произвести неоднократно на разных этапах выполнения программы. Подпрограммы бывают двух типов: прjцедуры (PROCEDURE) и функции (FUNCTION). И те и другие представляют собой программы в миниатюре:

PROCEDURE(FUNCTION)   {Заголовок процедуры (функции)}
LABEL                 {Подраздел объявления локальных меток}
CONST                 {Подраздел объявления локальных констант}
TYPE                  {Подраздел объявления локальных типов}
VAR                   {Подраздел объявления локальных переменных}
BEGIN                 {Раздел текстов подпрограмм}
END;                  {Основной блок процедуры или функции}

Они могут иметь все те же разделы, что и основная программа, в частности, раздел локальных процедур и функций, вызываемых только в пределах данной подпрограммы.

Тело программы
BEGIN {Основной блок программы}
   {текст программы}
END.

В этом разделе содержится смысловая часть программы.