Структура программы - Turbo Pascal
Любую программу, написанную на стандарте языка Паскаль, можно условно разделить на следующие основные части:
- заголовок программы,
- раздел объявлений и соглашений (декларационная часть),
- раздел текстов процедур и функций,
- тело программы (обязательная часть).
Заголовок программы
Строка заголовка программы состоит из зарезервированного слова PROGRAM и имени программы. В Турбо Паскале эта строка не обязательна, и ее можно без ущерба исключить. Но правила хорошего тона в программировании требуют задания некоторого имени программы, чтобы уже при первом знакомстве можно было получить хоть какую-нибудь информацию об ее назначении. Однако не стремитесь привести здесь всю известную Вам информацию о программе - для этих целей можно воспользоваться дополнительными комментариями. Обычно в заголовке достаточно указать имя и версию программы. Следующее за оператором PROGRAM имя является идентификатором и обладает всеми его свойствами. В частности, внутри тела программы не могут быть объявлены объекты, имя которых совпадает с именем программы.
Раздел объявлений и соглашений
PROGRAM {Заголовок программы}
{$ ... } {Глобальные директивы компилятора}
USES {Подключаемые библиотеки}
LABEL {Подраздел объявления глобальных меток}
CONST {Подраздел объявления глобальных констант}
TYPE {Подраздел объявления глобальных типов}
VAR {Подраздел объявления глобальных переменных}
В первой части программы программист сообщает компилятору, какими идентификаторами он обозначает данные (константы и переменные), а также определяет собственные типы данных, которые он в дальнейшем намеревается использовать в данной программе. Например, можно объявить переменные как локальные, допустив тем самым создание объектов с одинаковыми идентификаторами внутри функций и процедур. При этом необходимо следить за тем, чтобы не возникали конфликты между локальными и глобальными объявлениями различных объектов.
Раздел текстов процедур и функций
В этом разделе записываются подпрограммы, осуществляющие сложные действия, которые необходимо произвести неоднократно на разных этапах выполнения программы. Подпрограммы бывают двух типов: прjцедуры (PROCEDURE) и функции (FUNCTION). И те и другие представляют собой программы в миниатюре:
PROCEDURE(FUNCTION) {Заголовок процедуры (функции)}
LABEL {Подраздел объявления локальных меток}
CONST {Подраздел объявления локальных констант}
TYPE {Подраздел объявления локальных типов}
VAR {Подраздел объявления локальных переменных}
BEGIN {Раздел текстов подпрограмм}
END; {Основной блок процедуры или функции}
Они могут иметь все те же разделы, что и основная программа, в частности, раздел локальных процедур и функций, вызываемых только в пределах данной подпрограммы.
Тело программы
BEGIN {Основной блок программы}
{текст программы}
END.
В этом разделе содержится смысловая часть программы.