Структура программ на языке Паскаль

Любая программа на Паскале состоит из: заголовка, списка модулей, блока описания и раздел операторов. В свою очередь блок описания включает в себя описание констант, типов, меток, переменных, процедур и функций. Каждый раздел должен обязательно заканчиваться точкой с запятой, а вся программа обязательно – точкой.

Язык программирования Паскаль не чувствителен к регистру.

Заголовок программы начинается с ключевого слова program, после которого должен быть написан сам заголовок. Например, program raschet;

Данный раздел не является обязательным и легко может быть исключен, однако его присутствие желательно, чтобы программу можно было легко узнать.

После заголовка, обычно с новой строки, идет список используемых в программе модулей. Этот список начинается с ключевого слова uses, после которого через запятую перечисляются модули. В модулях содержаться функции облегчающие работу программиста. Они могут быть стандартными или пользовательскими. К стандартным модулям относятся system (этот модуль подключается автоматически к каждому проекту), crt, overlay, printer, graph, dos. Все эти модули находятся в файле turbo.tpl и только модуль graph, расположен в graph.tpu. Пользовательские модули написаны самим программистом для облегчения собственной работы. Их использование позволяет избавиться от копирования кода из одного проекта в другой. Данный раздел также не является обязательным.

После описанных модулей следует блок описание. Он также не является обязательным, однако без него трудно написать полезную программу. В блоке описания могут быть использованы следующие ключевые слова:

Const – для описания констант. Константы перечисляются через точку с запятой, и имею вид «имя константы»=«значение». Например, const min=0; max=100;

Type – описывают типы. Запись типов имеет вид «название типа»=«тип». Например, Type dni=1..31; bukva=‘a’..’z’;

Label – описывает метки которые можно установить перед любым оператором, для перехода к нему из любого места программы. Для перехода необходимо использовать оператор goto. Пример записи меток: Label M1, M2;

Var – встречается практически в каждой программе. Описывает используемые переменные. Запись переменных имеет следующий вид «имя переменной»= «тип переменной». В качестве типа переменной могут использоваться стандартные типы или типы, описанные в разделе описания. Пример. Var x,y:real; t:integer;

Также в программе могут использоваться процедуры и функции – это подпрограммы, имеющие аналогичную структуру. Разница между ними в том, что функция возвращает всегда только одно значение, а процедура способно возвращать несколько значений.

Последним обязательным разделом является раздел операторов. В нем записываются все действия, которые должны происходит в программе. Данный раздел начинается с ключевого слова begin и заканчивается ключевым словом end.

Дата публикации: 13.11.2009